Будьте осторожны, когда нагружаете свой байк вещами, собираясь в длительную поездку. Мотоцикл – великолепный транспорт для путешествий, вдумчивого разглядывания окрестностей, а также перевозки небольших грузов из пункта А в пункт Б. В зависимости от того, сколько вы везете, добавленный вес будет действовать на все системы байка, включая подвеску, колеса, двигатель и тормозную систему. Также оказывается влияние на разгон, торможение и вхождение в повороты.
Чем больше мотоцикл загружен, тем больше внимания надо уделять тому, как распределены самые тяжелые предметы, и насколько тщательно они закреплены. Следует понимать, как весь этот добавочный балласт влияет на управление и контроль.
Вне зависимости от веса багажа необходимо понимать, как поведет себя мотоцикл с лишними килограммами.
Чем легче – тем лучше
Если вы всего лишь везете пакет с продуктами из ближайшего супермаркета, прикрепленный к заднему сидению – удостоверьтесь, что веревки не ослабнут и еда не рассыплется по асфальту прямо под колеса идущему сзади транспорту.
Проверять это важно не только потому, что можно легко потерять вещи с заднего сидения. Раскачивающийся туда-сюда объемистый мешок в окружении спутавшихся веревок может послужить причиной серьезных неприятностей. Некоторые райдеры вообще стараются не использовать никаких крепежей с использованием веревок, так как видели, к чему приводят случайно намотанные на колеса сетки.
Если есть сомнения, лучше воспользоваться встроенными или прикрепленными сумками.
Рюкзак тоже неплохое решение, но подумайте, что туда можно положить. Если груз будет достаточно тяжел, не забудьте, что при падении он благополучно приземлится вам на голову. С другой стороны, рюкзак может послужить дополнительной защитой для спины, если будут перевозиться плоские предметы типа книг или что-нибудь мягкое и легкое.
Всегда думайте, что стоит возить на своем теле, а что нет. Сотовый телефон в кармане штанов или на поясе может разбиться, если вы упадете. И это, как назло, будет единственный телефон на 20 километров вокруг, доступный для звонка в скорую помощь. Любой жесткий предмет, включая обыкновенную ручку в бумажнике, потенциально опасен. Никогда не возите предметы перпендикулярно позвоночнику.
Равновесие
Если хотите нагрузить мотоцикл по максимуму – то правильным будет сделать это максимально равномерно. На рынке предлагается множество крепежей и сумок, которые позволят развесить груз от вилок (хотя это в принципе плохая идея, так как может сказаться на управляемости) и до пассажирского сидения, если оно есть.
Если перегруз составит одна сумка, то баланс довольно легко восстанавливается, что легко проверяется на практике. Например, тяжелая сумка, расположенная сзади на мощном мотоцикле, может предрасположить его к частому отрыву переднего колеса или большему сваливанию при поворотах.
На короткой колесной базе (особенно у спорт-байков) тяжелые пакеты, расположенные сзади, и даже наличие пассажиров, может спровоцировать отрыв от поверхности переднего колеса.
Это достаточно серьезная ситуация и несомненный повод для раздумий, как распределить груз более равномерно.
Один из способов по восстановлению баланса – разместить самые тяжелые вещи на (или максимально близко) топливном баке, если, конечно, позволяет тип мотоцикла. Заднюю подвеску следует приподнять и понимать, что на поворотах на заднее колесо будет давить больший вес, чем обычно.
Помните: баланс должен соблюдаться не только в проекции вдоль мотоцикла, но и поперек. Заваливания влево-вправо происходят при разных весах сумок, расположенных на боках байка. Также помните, что в этом случае влияет и то, насколько высоко расположен багаж над естественным центром тяжести модели.
Максимальный перевозимый вес
У каждого байка есть максимально допустимый рекомендованный вес равный весу мотоцикла плюс все, что на нем нагружено. Чтобы определить, сколько же реально безопасно можно перевозить на байке, надо от рекомендованного веса отнять мотоцикл с технологическими жидкостями, залитыми «под завязку».
Допустим, после этих несложных вычислений вы получили нагрузку в 170 кг. В этот вес входите вы с пассажиром, если таковой имеется. При весе райдера в 80 кг и пассажирском в 65 кг, дополнительно можно взять с собой в поездку 25 кг.
Также есть понятие максимальной нагрузки на мост. Это вес, который без проблем выдерживает передний и задний мост по своим осям.
Если есть финансовая возможность, то при длительных поездках лучше часть необходимых вещей покупать в пути по мере необходимости, а не тащить все с собой из дома. Мотоцикл обязательно отблагодарит за такую заботу предсказуемостью и стабильностью езды.
Шины
Максимальная нагрузка на шину и рекомендуемое давление написано на боку самой шины. Недокачанные шины могут выдерживать меньшую эффективную нагрузку, поэтому следите за давлением в колесах. Всегда имейте собственный манометр для контроля.
Специальные сумки для багажа
Одни модели байков больше приспособлены к перевозке грузов, чем другие, и это закономерно. Мотоциклы для путешествий и большие круизеры с жесткими переметными сумками постоянно готовы к длительным поездкам.
Стандартные мотоциклы, спорт-байки и двойного назначения надо специально оборудовать теми же сумками, тогда на них тоже вполне можно путешествовать.
Жесткие сумки держат удар и способны не пропускать воду, но требуют больше места и ухудшают общую аэродинамику.
Всего несколько производителей предлагают мягкие водонепроницаемые сумки. В ассортименте остальных можно найти дождевики, но это своеобразный компромисс: для них тоже требуется место в сумке при хорошей погоде, есть склонность к протечкам. Кроме того, если сумки как следует наполнены, чехлы могут не прикрыть их полностью. Плюс к тому они затрудняют доступ вовнутрь и могут быть сдуты ветром.
Если хотите гарантированно не намочить свой дорогой фотоаппарат или вещи – воспользуйтесь сумками, используемыми в водных видах спорта, например при сплаве по реке. Они сделаны таким образом, чтобы держать груз сухим даже при падении последнего в реку. Продукцию можно найти разных размеров и форм и она отлично помещается в обычные переметные сумки.
Специальные трейлеры
Есть целый сегмент рынка трейлеров, которые могут возить за собой мотоциклы. Но многие почему-то о нем не знают и продолжают ездить с пухлыми сумками на перегруженных байках. Как правило, одно- или двухколесный трейлер крепится к специальному крюку на мотоцикле. В этом случае общая грузоподъемность значительно увеличивается. Есть варианты для перевозки крупных собак, таких как сенбернары.
Как же комментируют Хонда, Кавасаки, Ямаха, Сузуки и Харли-Девидсон использование подобных девайсов? Производители мотоциклов предлагают использовать трейлеры на свой страх и риск и в ближайшем будущем не собираются тестировать такой «паровозик» и выдавать рекомендации или лицензии.
Представители Kawasaki утверждают, что даже полноразмерный турер проектируется скорее как спортивная машина, нежели грузовик. Поэтому многие официальные дилеры отказывают в гарантийном ремонте, если обнаруживают крюк для сцепки. Кроме того не забывайте, что при любой аварии трейлер налетит на вас и последствия этого могут быть фатальны. Маневренность самого мотоцикла серьезно снижается, поэтому попасть в неприятную ситуацию возрастает многократно.
Заключение
Каждый мотоцикл индивидуален, поэтому следует изучить его поведение от и до перед длительным использованием в тех или иных условиях. Есть множество различных способов уложить на байк багаж, но перед тем, как отправиться в длительное путешествие, обязательно опробуйте свою выкладку в безопасном окружении.