Сразу оговоримся, что любые советы и инструкции не заменят вам практические занятия в мотошколе. Не надо воспринимать данную статью как учебное пособие. Это всего лишь рекомендации о торможении на мотоциклах с независимыми передним и задним контурами тормозов. Лишь некоторые модели имеют интегрированные передние и задние тормоза или систему ABS. Если на Вашем байке установлено что-либо из перечисленного, часть советов будут бесполезны или вовсе вредны. Однако, статистика показывает, что количество смертельных исходов в авариях на мотоциклах с ABS меньше, чем без оной.
Навык правильного торможения должен постоянно тренироваться, так как, не применяясь на практике, такого рода опыт быстро забывается.
Изучая, как лучше тормозить, Вы повышаете свой уровень вождения, делая езду интересней. Ведь контроль над байком становится более осознанным. Практикуясь в жестких торможениях, повышаете свои шансы избежать неожиданностей на дороге и не запаниковать в тот момент, когда надо решительно действовать.
Исследования показали, что при внезапном появлении препятствия на дороге водитель теряет контроль над собой и своим транспортом. Многие столбенеют и не предпринимают никаких попыток избежать удара – есть такие, которые даже не прикасаются к тормозам!
Не позвольте подобному случиться с Вами.
Если Вы — новичок или не ездили на мотоцикле шесть и более месяцев, следует оттачивать свое умение пользоваться тормозами постепенно и с осторожностью. Даже опытным райдерам не повредит мастер-класс от инструктора школы экстремального вождения или кого-то с богатым опытом за плечами.
Большинство мотоциклистов знают, что передний тормоз делает от 60 до 90% всей работы по торможению. Длиннобазный круизер и туристический класс располагается с одного конца этой оценки. Спорт-байк иногда полностью отрывает заднее колесо от земли, что означает 100% работу по торможению на переднем колесе.
С физической точки зрения все объясняется просто: во время торможения вес по инерции смещается вперед и давит на передний протектор, увеличивая сцепление с дорогой. В то же время задняя покрышка пропорционально теряет сцепление. Именно поэтому у мотоциклов большие тормозные диски (один или чаще два) расположены спереди, а одно небольшое – сзади.
Прежде чем начать практиковаться в торможении, помните:
— в зависимости от дорожного покрытия и температуры сцепление с дорогой (также как и при прохождении поворотов) может сильно варьировать;
— балансирование на двух колесах небольшого диаметра не прощает серьезных ошибок, поэтому обязательно выработайте способность к визуальной оценке дороги;
— умудренные ездоки знают, что перед резким торможением надо прикинуть, какое сцепление с дорогой имеют колеса.
Часть ответственности за силу сцепления несут покрышки. Насколько они новые, разогреты ли достаточно или еще нет? Относятся ли к гоночному классу (выполнены из мягкой резины) или более жесткие для длинных перегонов?
Это знание пригодится для развития навыка оценки состояния покрытия. Асфальт может быть старым, только что уложенным, гладким, шершавым, расплавленным или с набросанным на него гравием. Он может напоминать стиральную доску, испачкан маслом, с только что нанесенной дорожной разметкой – например на перекрестках, где от Вас может потребоваться резко затормозить.
Иногда на щели наносится гудрон для предотвращения дальнейшего разрушения асфальта. Эти места, также как с разметкой и масляными пятнами, очень скользкие во влажную погоду и просто скользкие в сухую. Конечно, на такой поверхности требуется повышенное внимание.
Некоторые дороги сделаны из бетона, что хуже, чем асфальтовое покрытие и также требует осторожности.
Металлические люки и трамвайные пути тоже представляют собой опасность.
То есть, кроме знания «как правильно тормозить» необходимо еще быть подкованным в нескольких вещах, перечисленных выше.
Основы торможения мотоцикла
Конечно, Вы практикуетесь в торможении во время любой езды, но запланированная тренировка в специально отведенном месте и под присмотром опытного товарища принесет гораздо больше пользы. Стоянка или малолюдная тупиковая улица отлично подойдут Вашим целям. Там можно отрабатывать все более жесткое торможение.
Следует синхронно тормозить и передним и задним колесом. Если одно из них начинает заносить, приотпустите тормоз.
С развитием чувствительности Вы будете идеально согласовывать торможение на колесах и большее внимание станете уделять переднему колесу. Всегда старайтесь держаться зоны своего комфортного вождения. Особенно это касается торможения в поворотах, где небольшая ошибка или неуверенность в себе могут привести к печальному исходу.
Но учиться торможению в поворотах необходимо. Просто будьте вдвойне осторожны. Скользкое покрытие, песок, гравий или разлитое масло уложат Вас на землю в миг, если нажмете на тормоз сильнее, чем следовало. Если увидели, что в повороте есть песок или гравий – вовсе избегайте изменения скорости.
Еще одна техника – постоянно держать руку на тормозе. В обыкновенной автошколе мотоциклистов учат пользоваться четырьмя пальцами при нажатии на передний тормоз. Но продвинутые байкеры держат постоянно два или три пальца на гашетке. Это может сэкономить почти секунду при возникновении нестандартной ситуации и сократить тормозной путь.
Чтобы подсчитать уменьшение тормозного пути на сэкономленной секунде учтите, что каждые 2 км/час дают 50 см.
Если Вы едете на скорости 90 км/час, то проезжаете 25 метров в секунду. Выигрыш в секунду на реакции поможет остановиться на шесть или даже семь корпусов машин быстрее.
На скорости 55 км/час покрывается 15 метров за одну секунду или около четырех длин машин. Если скорость составляет 130 км/час – расстояние будет уже 36 метров, что равняется размерам 1/3 футбольного поля.
Необходимо практиковаться в торможении на разных типах покрытия в различных погодных условиях. Но в то же время никто не может Вам гарантировать преимущества в случае чрезвычайной ситуации, даже если в совершенстве обладаете навыками правильного торможения. В таких условиях делайте все, что можете и надейтесь на лучшее.