Прокатить друга на байке может быть забавным и веселым. Но готовы ли вы отвечать за двоих?
В тот момент, когда вы предложили другому человеку «прокатиться с ветерком», на вас ложится ответственность за чужую человеческую жизнь.
Что следует учитывать
В зависимости от веса пассажира меняются динамические характеристики мотоцикла: можно этого и не почувствовать, но гораздо более вероятна противоположная ситуация. Центр тяжести сдвигается назад и выше, затрагивается тормозная система.
Кроме того, изменяется психологическая оценка происходящего. Вы уверены в наличии у себя достаточного опыта? А ваш пассажир? Полностью ли он доверяет вам? Считает ли хорошим водителем?
Не задаваясь всеми этими вопросами, мотоциклисты предлагали прокатиться друзьям и знакомым начиная с того времени, когда на байке появилось заднее сидение. Отсутствие оного их, впрочем, тоже не останавливало. Часто такие поездки заканчивались трагедией. Лишь недавно в ПДД были внесены изменения, касающиеся обязательного наличия шлема не только для водителя, но и его спутника. Однако традиционно строгость законов в нашей стране компенсируется необязательностью их исполнения, поэтому есть ли элементы защиты на сидящих сзади в седле или нет – личное дело каждого.
Инструктаж
Если пассажир первый раз садится на конкретный мотоцикл, необходимо рассказать ему, где горячие поверхности, куда ставить ступни, как садиться и спускаться с байка, за что держаться и показать правильную посадку.
Пассажир должен быть готов пассивно сидеть на отведенном месте, крепко держась, за что сказали. При остановках не спускать ноги на землю и, что самое важное, не пытаться помочь водителю, наклоняя корпус в поворотах. Его задача — расслабиться и не мешать держать вам транспортное средство под контролем. Лучшее, что может сделать пассажир для своего водителя – прикинуться крепко принайтованым мешком с картошкой.
До старта обязательно следует договориться между собой об условных знаках. Например, пара хлопков по плечу будет означать «потише, пожалуйста» или «мне надо сказать кое-что», а кисть руки, показывающая на правую обочину – «остановись».
Поощряйте своего пассажира быть открытым: важно знать, что он чувствует. Многие спешивались после «покатушек» с трясущимися ногами, затаенной обидой и твердым намерением никогда больше не подходить к байку.
Первый раз поездка должна быть неспешной и короткой. Дайте привыкнуть пассажиру к самому ощущению мотоцикла и правильной посадке. И тогда в следующий раз вам с удовольствием вновь составят компанию.
Следите, чтобы шлемы от начала поездки и до завершения были всегда застегнуты и козырек опущен.
Защита
Если пассажир решил довериться вам, проверьте, подходит ли ему второй шлем (если, конечно, он у вас есть). Завалялся комплект наколенников и куртки для мотоциклистов? – просто великолепно.
Скорей всего даже при наличии такой одежды или хотя бы отдельных элементов защиты пассажир будет настаивать на своих джинсах и обуви. Предупредите его, что в случае падения простая ткань не защитит от повреждений.
Мотоцикл
Байк должен быть полностью исправен, резина не изношена, задняя подвеска адекватно реагировать на увеличение веса. Будет хорошей идеей скомпенсировать увеличение веса для адекватной отработки тормозов в новых условиях. Если не знаете, как это делается, проверьте мануал или уточните у знающих людей.
Ехать первый раз неспешно и без экстрима хорошая идея не только с точки зрения пассажира. Водителю тоже необходимо время, чтобы разобраться в новом поведении мотоцикла. Огибание углов, заход в повороты и торможение с новым весом может оказаться не такой уж легкой задачей и потребует практики. Возросший вес дает большее сцепление заднего колеса с дорогой и пользоваться задним тормозом становится проще, чем при езде в одиночку (если на мотоцикле разделены передний и задний тормозные контуры). Но помните, что инерция возрастает и тормозной путь увеличивается.
Мотоциклы различных классов по-разному приспособлены к присутствию второго человека. Так, туристический байк создан для пассажира. У него есть широкие, комфортабельные сидения и специальные ручки, чтобы удобно держаться в седле. Некоторые модели круизеров также предлагают неплохие условия для сопровождающего водителя человека.
Удобное заднее сидение для езды – это чудесно, но если вы уроните мотоцикл, из такого «гнезда» будет гораздо сложней выпрыгнуть.
Мотоциклы двойного назначения кое-как тоже потерпят пассажира, но, как и большинство спорт-байков с точной развесовкой, в последнюю очередь приспособлены для этого.
Ремень на мотоцикле никак не влияет на безопасность. В случае отсутствия упоров для рук талия водителя – единственный надежный якорь для пассажира. Не позволяйте держаться за сидение за его спиной, иначе он рискует свалиться с мотоцикла при любом резком маневре.
Заключение
Чтобы получить удовольствие от езды вдвоем, в первый раз водителю надо приспособиться к новым реакциям мотоцикла на свой стиль вождения. Даже опытные райдеры не избавлены от этой своеобразной притирки.
Езда вдвоем может стать волнующим опытом и для водителя и для пассажира. Главное – не принимать такую поездку как некую игру «пусти адреналин по венам».